Архвиз. Естественное освещение

Вот вы импортировали из архикада модель, настроили всё, как я завещал в предыдущем посте. Вроде бы всё выглядит ок, но любой диванный тридэмаксист-перфекционист скажет вам, что всё сделано через жопу и будет прав!

Но мы же не стремимся сейчас к идеалу, а просто делаем нормально с наименьшими трудозатратами, а при связке архикад+макс какого-то там туманного идеала вообще нельзя достичь, не отказавшись от личной жизни.

Итак, чтобы примерно представлять, как выглядит ваша модель, вам нужно настроить освещение. Есть два базовых способа для экстерьера.

В этой статье мы разберемся, как настроить естественное освещение для архитектурной визуализации, используя 3ds Max и Corona Render.

Самая обычная схема настройки освещения — CoronaSun + CoronaSky — этот вариант быстро рендерится и позволяет гибко настраивать положение солнца. Также есть с HDRI картой, этот вариант даёт более реалистичный свет, но дольше рендерится, а ещё нужно искать подходящую карту.

Sun + Sky

В этом лайтовом варианте вам нужно первым делом создать солнце CoronaSun. Солнце состоит из двух частей: источника света и точки, в которую он направлен (target). Для удобства настройки ставим таргет в 0 по всем координатам, а источник света в +10000 (если кто не знает, координаты можно задать внизу справа).

Вот здесь внизу справа можно задать координаты

Как только разместили солнце, заходим в настройки рендера (кнопка F10) и во вкладке “Scene”, в выпадающем меню “Scene Environment” нажимаем на “Single map”. Теперь выбираем солнце и в свойствах клацаем на кнопку “Add CoronaSky environment”.

Смотрим превью.

Солнце слишком сильно лупит светом, всё рендерится очень светлым. По-умолчанию интенсивность солнца и неба равняется единичке, это физически корректное значение и менять мы его не будем, а всё выглядит слишком светлым из-за того, что стандартные настройки короны заточены под визуализацию интерьера.

Чтобы всё было ок, нужно поменять уровень экспозиции кадра, для этого заходим в настройки рендера, вкладку “Camera” и выставляем значение “Exposure (EV)” -2 или -4 (ну или любое другое в промежутке от 0 до -4).

Посмотреть зашкварный способ

Теперь настраиваем интенсивность солнца. При стандартных настройках оно очень сильно лупит светом и все становится белым. Исправляется это уменьшением интенсивности до 0,1 или на другое похожее значение, которое вам нравится. Параметр Size отвечает за мягкость теней — если сделать его большим, контуры теней будут размытыми.

Настраиваем интенсивность солнца

Смотрим превью. Теперь объекты нормально освещены, но небо чёрное.

Чтобы решить эту проблему сначала заходим в настройки рендера (кнопка F10) и во вкладке “Scene”, в выпадающем меню “Scene Environment” нажимаем на “Single map”. Теперь выбираем солнце и в свойствах нажимаем на кнопку “Add CoronaSky environment”.

Смотрим превью. Теперь небо очень яркое и опять всё белое.

Как вы уже поняли, нужно уменьшить интенсивность свечения неба. Чтобы это сделать, заходим опять в настройки рендера, опять во вкладку “Scene” и видим, что в слоте “Single map” появилась карта Skylight environment (CoronaSky) — перетаскиваем ее в окно редактора материалов, выбираем Instance и уменьшаем Intensity.

Теперь всё выглядит нормально

Вот и вся базовая инфа по настройке освещения с помощью CoronaSun + CoronaSky. Захотите сделать закат или рассвет — отпускаете солнце ниже, не нравится, как падают тени — двигаете солнце, крутите Intensity у всех объектов, чтобы добиться нужного уровня освещенности. Всё! Остальные параметры солнца и неба можете загуглить сами.

HDRI

Хоть этот вариант и сложнее, он требует меньше настроек в максе — вам просто нужно скачать сферическую HDRI карту, вставить её на место CoronaSky и настроить яркость, угол поворота в свойствах самой карты. Сложность заключается в том, чтобы найти подходящую карту.

За поиском карты обращаемся на сайт hdrhaven.com. Выбираем то, что нравится и качаем, всё бесплатно и без регистрации. Кидаем карту в макс как CoronaBitmap, называем Sky и перетаскиваем в уже знакомый слот Environment, нажимаем Instance. За интенсивность света отвечает параметр Output Amount в свойствах карты, во вкладке Output, а за угол поворота отвечает параметр Environment во вкладке Mapping. И не забудьте выключить CoronaSun, если он у вас был.

Настройки HDRI карты
Дневное освещение с HDRI картой

Все круто и красиво, в стеклах будет отражаться небо, свет выглядит реалистично, но это рендерится дольше и даёт больше шумов, иногда лучше использовать солнце с небом, а облачка добавить в фотошопе. Также в этом варианте, если захотите поднять или опустить солнце нужно будет искать другую подходящую карту.

А ещё этот вариант идеально подходит для ночных или пасмурных рендеров, потому что в таких случаях не важно, откуда светит солнце (потому что его не видно), а шумы убираются за счёт искусственных источников света (фонари, свет в окнах и т.д.)

Ночное освещение с HDRI картой
Пасмурное освещение с HDRI картой

Это был необходимый минимум про естественное освещение. Про источники света и IES, настройку различных положений солнца для разных ракурсов напишу как-нибудь в другой раз.

Привет! 👋 приятно познакомиться.

Подпишитесь на рассылку, если еще вы еще этого не сделали, чтобы не пропустить новые посты. 😉

Спам присылать не буду, не переживайте.